ivdon3@bk.ru
Современные интеллектуальные системы управления (ИСУ) представляют собой сложные программно-аппаратные комплексы, которые используют методы искусственного интеллекта, машинного обучения и обработки больших данных для автоматизации процессов принятия решений. В статье рассматриваются основные средства и технологии, применяемые при разработке ИСУ, такие, как нейронные сети, алгоритмы глубокого обучения, экспертные системы и системы поддержки принятия решений. Особое внимание уделяется роли облачных вычислений, интернета вещей и киберфизических систем в повышении эффективности интеллектуальных систем управления. Проанализированы перспективы развития данной области, а также вызовы, связанные с безопасностью данных и интерпретируемостью моделей. Приводятся примеры успешного внедрения ИСУ в промышленности, медицине и городском управлении.
Ключевые слова: интеллектуальные системы управления, искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети, большие данные, интернет вещей, киберфизические системы, глубокое обучение, экспертные системы, автоматизация
1.2.1 - Искусственный интеллект и машинное обучение , 1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Как правило, информация, которой располагают справочники по испытаниям на усталость геометрически правильных образцов, дает только оценочные характеристики и в конструкцию закладывают запас в несколько, а иногда в несколько десятков раз превышающий предел прочности материала. А с целью экономии материала, с точки зрения морального старения, изделие должно разрабатываться на заданный ресурс. Для деталей, которые работают в области упругих деформаций и рассчитаны в эксплуатации на заданный режим работы необходимо заложить в конструкцию гарантированный ресурс. Для этого, на примере компенсирующей муфты, предложена методика, в которой использованы расчетные методы CAD/CAM/CAE/CSE системы NX 7,5 и натурные испытания с учетом влияния технологии упрочнения поверхности. Определен характер деформаций в упругом элементе в NX 7,5. Выполнен расчет упругого элемента с помощью модуля «гибкое тело» в NX 7,5, но в связи с тем, что в расчете невозможно учесть технологические параметры изготовления изделия, проведены эквивалентные натурные испытания. Соответственно, спроектирован и изготовлен стенд для эквивалентных испытаний. В завершении, для сравнения, выполняется компьютерная симуляция для расчета больших перемещений и сложного движения муфты. Для этого использовано приложение NX 7,5 «Симуляция кинематических механизмов» с привлечением инструментов «Гибкое тело».
Ключевые слова: компенсирующая муфта; деформируемое тело; упругий элемент; усталостная прочность; эквивалентные испытания; надежность; ресурс.
05.02.07 - Технология и оборудование механической и физико- технической обработки
В работе предлагается новый способ автоматического формирования карты размещения товаров. Карта размещения создаётся посредством авторского поискового алгоритма. Алгоритм подготовлен на основе одной из разновидностей эволюционных вычислений. Предложенный алгоритм работает с популяцией постоянного размера, позволяет отказаться от сложных методов поиска и за приемлемые сроки отыскать решение, близкое к оптимальному.
Ключевые слова: Ключевые слова (5–10 слов, через запятую, в именительном падеже, со строчной буквы)
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Описан аналого-цифровой преобразователь, в котором используется модуляция входного сигнала, его усиление, и последующая демодуляция. Для компенсации дополнительной погрешности преобразования напряжения, связанной с нестабильностью температуры, используется алгоритм динамической термокомпенсации, основанный на корреляции между напряжением смещения и производной температуры модулятора. Изготовленный АЦП при постоянной времени 0,85 с имеет порог чувствительности 1 нВ; 8,5 c – 0,31 нВ; 85 с – 0,13 нВ; 850 с – 0,1 нВ, соответственно, в динамическом диапазоне 400 мкВ. Оценка температурного дрейфа напряжения смещения равна 40 пВ/°С, временного – 100 пВ/ч.
Ключевые слова: аналого-цифровой преобразователь, АЦП, компенсация погрешностей.
Ключевые слова:
В статье рассмотрено взаимодействие элементов, составляющих эколого-экономическую систему природопользования на железнодорожном транспорте. Определена цель управления развитием названной системы: повышение эффективности деятельности объектов железнодорожного транспорта и повышение качества использования окружающей среды на урбанизированных территориях.
Ключевые слова: окружающая среда, управление, эколого-экономическая система, экологическая безопасность.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
В работе предложен способ синтеза Pt/C катализатора для низкотемпературных топливных элементов (НТЭ) – перспективных электрохимических источников энергии для мобильных систем. Способ основан на явлении электрохимического внедрения и разрушения платиновых электродов в растворах щелочей под действием тока переменной полярности. С помощью метода просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ) определен размер наночастиц платины в катализаторе 8-10 нм, форма которых приближена к форме куба. Применение Pt/C катализаторов, полученных путем электрохимического разрушения платины в составе активных слоев МЭБ, обеспечивает уровень удельной мощности до 220 мВт/см2, что соответствует уровню лучших мировых достижений для НТЭ.
Ключевые слова: Топливный элемент, электрокатализатор, наночастицы платины, катодное внедрение.
05.17.03 - Технология электрохимических процессов и защита от коррозии